Сенд-траки во внедорожье. Как выбрать и использовать.
Русские сенд-траки во внедорожье. Как выбрать и использовать
При вылазке на серьёзное бездорожье лучше иметь в багажнике сенд-траки – пластины для подкладывания под колёса.
Слово сенд-трак (также называют сэнд трак, сендтрак, сэндтрак) произошло от американских слов Sand-track - песок-дорожка/тропа. Из названия ясно, что использование сенд-траков началось на песках. Однако в настоящее время во всем мире сенд-траки используются в болотах, топях, снегах и т.д.
Задача траков – помочь преодолеть места с сыпучим или слабонесущим грунтом (песок, рыхлый снег, раскисшая от влаги почва). Они дают опору колёсам, не дают закапываться в сыпучий грунт, увеличивают площадь воздействия массы автомобиля на влажную почву. Самые прочные траки также помогут переехать через канаву или ствол поваленного дерева.
Виды и различие
Гибкие сенд-траки – пластиковые, скручиваемые в рулон. Они компактны, не занимают много места, удобны для хранения. Но пользу такие сенд-траки могут принести лишь при движении по снегу или песку: защитят от закапывания. Проще говоря, это антипробуксовочные ленты.
Складные траки – также полноценными не являются. Они справятся с защитой подколёсного грунта или снега от раскапывания ещё лучше «гибких», но для иных целей малопригодны. Нагрузку на раскисшем грунте складные траки полноценно не могут перераспределять, а на наведение «мостиков» вообще можно не рассчитывать.
Надувные сенд-траки – экстравагантные резиновые мешки с нанесённой на них антипробуксовочной «ёлочкой». Вполне справляются со всеми функциями траков, кроме «наведения мостов». Но – нужно возиться с их надуванием / сдуванием, беречь их от прокола.
Траки-канистры – ещё один экзотический вид. Задумка интересная, но они толстые и тяжёлые (в них ведь по 20 л топлива, иначе зачем возить с собой пустую канистру?) К тому же, вес полноценного внедорожника трак-канистра не держит: по опыту, пробка вылетает от нагрузки и горючее проливается.
Пластиковые траки – достойно справляются как с подкладыванием под колёса, так и с настилкой пути. Они цепкие, не сползают и не дают буксовать. Мало весят. Однако прогибаются. Поэтому их не используешь как мостик через канаву шире 30 см, или как подставку для преодоления бурелома. Если пластик некачественный, то на морозе такие сенд-траки станут хрупкими.
Металлические сенд-траки – более прочные и надёжные. Они хорошо справляются со всеми функциями без исключения. В связи с этим, для покатушек и соревнования на серьёзном бездорожье джиперы предпочитают именно этот вариант. Стальные, конечно, очень тяжёлые. А вот сделанные из алюминия весят почти как пластиковые, а по прочности их превосходят. Минус – если они согнулись, то сами не распрямятся, как пластик.
Композитные траки: фибергласовые, карбоновые, стекловолокновые – усилены внутри арматурой (рёбрами жёсткости). Прочны, как металлические, и при этом само распрямляемы, как пластиковые. Одни плюсы. Но есть существенный минус: стоят дорого.
Как подобрать сенд-траки к автомобилю
По длине траки нужно подбирать, исходя из расстояния между передними и задними колёсами внедорожника. После проезда передними колёсами по тракам на них не должны наступить задние, чтобы их можно было свободно вытащить. Распространённая длина сенд-траков – 1,2 и 1,5 м. Для лёгкого внедорожника достаточно пластиковых траков, тяжёлому больше подходят металлические.
Варианты использования
В песок или снег автомобиль норовит закопаться и «лечь на пузо». Останавливаться нельзя: нужно стараться преодолеть такой участок с ходу. Если же пришлось остановиться, то подложенные под колёса сенд-траки обеспечат нужное сцепление и защитят от раскапывания.
На раскисшем грунте траки, подсунутые под колёса, распределят массу автомобиля на всю свою площадь и дадут ему выехать, не провалившись в трясину.
И третий момент – «мостик» из сенд-траков позволит преодолеть канавы, камни, бурелом, другие препятствия рельефа.
Если предстоит покорять тяжёлое бездорожье, то лучше подстраховаться, чем потом долго «выковыриваться» и ждать помощь. Ведь таких мест, где не помогут ни спускание шин, ни раскапывание лопатой, – полно.